"Невыдуманные истории"

Психологическое сопровождение школьников в работе Детско-юношеского Лектория. 

 

Вместо эпиграфа:« Знаете,  - сказала мне девочка, гордо подняв голову, - я благодарна своим одноклассникам, за то, что они за столько лет издевательств надо мной, научили меня бороться за свою честь и достоинство». 

 
Как рождается урок? Урок рождается как ребенок, его надо ощутить себе, выносить, произвести на свет, вырастить, чтобы он жил самостоятельной жизнью,  и отдать другим, чтобы в душе зародилась жизнь еще одного урока.  Зачем нужен Лекторий? Чем он отличается от других организаций? Почему многие ученики, побывав на занятиях педагогов Лектория, говорят: «Где же вы были раньше», или задают вопрос, который становится оценкой всей деятельности педагога: «Где можно научиться работать как Вы?».Этот же вопрос задают и взрослые, попавшие на занятия Лектория. И мы учим. Чему,  как и зачем попробуем выяснить их нескольких невыдуманных историй из десятилетнего опыта работы организации. 

История первая «Белая ворона». 

Я смотрела в глаза этой девочки девятиклассницы, которая была на фоне своих одноклассников «Белой вороной». Отличалась она от многих и желанием учится, и любознательностью, и культурным уровнем, смотрела и думала: «Как тяжело живется сейчас таким детям в школе». Складывается парадоксальная ситуация: тех, кто стремиться получить реальные  знания, сознательно выстроить свою собственную жизнь, рассуждать о достоинстве и чести, сверстники от себя отторгают, называя их «ботаниками», «заучками». Стало, во многих случаях, стыдно хотеть учится, на такого человека смотрят как на «Белую ворону».

 

В психологической науке существуют два понятия «психологическое обеспечение» и «психологическое сопровождение». Если говорить о психологическом обеспечении, то необходимо ответь на вопрос: кто кому, что обеспечивает? Вот по этому школьного психолога очень часто не знают в лицо ни дети, ни родители. Хотя он выполняет очень важную часть работы: проводит диагностику, чтобы обеспечивать учебный процесс на уровне современных психологических знаний. «Психологическое обеспечение» отвечает на вопросы «почему», «как делать». Но, чтобы ответить на вопросы: «почему и как делать», надо дать  ответы на принципиальные вопросы: «какова цель», «зачем», «в каком направлении надо двигаться», «что делать, если цель еще не осознана».

Задача психологического сопровождения как раз и состоит в том, чтобы эти вопросы поставить, определить путь, по которому двигаться, выбрать цель, учить преодолевать преграды и нести ответственность, оставаясь свободным в своем выборе.

Кто должен обеспечивать это сопровождение? Родитель, учитель, взрослые вокруг? В идеале, это так. Но чтобы сопровождать кого-то надо сначала определиться с собой. Не у всех взрослых это получается. В процесс образования  и воспитания  все больше внедряются личностно- ориентированные технологии, но чтобы работать, используя  эти технологии,  надо осознать себя личностью и выбрать ориентиры своего развития. Всегда ли учитель, отправляясь на урок, задает себе вопрос: « А что я несу детям своим уроком, как смогу   повлиять на формирование их личности, о  каких человеческих ценностях будет вестись речь, какой путь захотят выбрать мои ученики после этого урока?». 

 Но, к сожалению, на вопросы мониторинга: В чем разница между новой и старой моделями образования и воспитания педагоги отвечают следующим образом

·        27 % учителей: «Не вижу принципиальной разницы между новой и старой моделями  образования».   

·           66% учителей: «Все упирается в желание ребенка учиться, если его нет, то никакие модели  воспитания не помогут».

Не каждый родитель обладает необходимым количеством психологических знаний о личности ребенка. Самые часто встречаемые вопросы, задаваемые родителями при встрече, начинаются со слов « наказывать, заставлять, запрещать».С человеком надо говорить. Не обучать, не формировать, не развивать, а именно говорить.  Предмет разговора может быть самый разнообразный: от физики  до иностранного языка.

В Лектории  есть несколько предметов для разговора. Это этикет, как внешняя форма отражения мировоззрения человека, этика, как внутренняя форма мировоззрения человека, психология, как основа для формирования мировоззрения. Через разговоры в контексте этих трех предметов и проходит процесс психологического сопровождения.


В занятии ««Белая ворона», или каким мне быть с окружающими»   речь идет о влиянии подростковой группы на  человека. Быть таким же, как все, или принять свою индивидуальность и гордиться ей? Если быть таким, как все, то какую группу выбрать? Если меня затянет в примитивную группу,  как, например, скинхеды, то, что произойдет дальше? Как сложится моя жизнь? А в какой группе я буду чувствовать себя личностью? Осознаю ли я свой выбор? Готов ли я нести за него ответственность? Эти вопросы где - то давно смутно ощущаются в голове подростка,  но перевести их на язык слов пришлось для себя впервые. И это открытие. За этими открытиями и тянутся к нам ребята.  

 

История вторая. «Записка».
 

«Он раскрыл записку и остолбенел: в ней красивым ровным подчерком было выведено: Сидоров, Я тебя люблю». Так начинается еще одно  занятие, правда,  не раньше одиннадцатого  класса.« Я написала ему записку, что люблю его, а он не ответил, что делать», - спрашивают девушки на занятиях клуба для девочек. Любовь сводит с ума. От  любви страдают родители, от любви рушатся планы, любовь – это стихийное бедствие, которое ждут, как манны небесной». «Пришло время любить»,- так написано в негласном своде правил школьного самоутверждения.  Общество основательно потрудилось над тем, чтобы внести в голову молодежи полную сумятицу в поиске ответа на вопрос: «Что значит любить».

 Модуль «Немного про любовь» стоит несколько обособленно в  программе работы Лектория. К нему приходят,  в основном,  те школьники, кто несколько лет поднимался по ступеням  становления личности.Говорит, в основном, педагог, диалог вслух здесь не обязателен. Но этот диалог идет внутри каждого из учеников. По внимательным глазам, по тишине в аудитории, по смеху и напряжении всегда можно почувствовать, какая внутренняя работа идет там, в душе. Как  притупляется и принимается  боль от первых потерь на занятии « Раны первой любви», как становится более понятен предмет своей любви, как приходит ответ на вопрос, что делать, если человек, которого любишь, может тебя унизить. Что более значимо:  право уважать себя или стать ради любви предметом манипулирования другим.  Когда и зачем должны рождаться на свет дети? Что означает нести ответственность за свободу выбора своего поведения?« Я пересказала  все, что услышала своей подруге, у них ведь нет таких занятий, - сказала мне одна девушка,  - и ей это так помогло: она уже давно написала записку молодому человеку, и все удивляется, почему же он не отвечает».«Я понял, теперь  я понял, что со мной сделали – воскликнул вдруг прямо в середине занятия один из учеников. -  И я больше так не хочу и не позволю.  Я сам хозяин своей судьбы». Это было пробуждением личности. «Душу воскресшую - не убьешь», - говорила героиня пьесы  Островского «Гроза». Значит, занятие состоялось. 

Если школьники начинают пересказывать то, что услышали на занятии, своим друзьям, значит, наверное, все это действительно кому- то нужно.

 

История третья. «Манеры: осторожно вульгарность». 

 «Пять занятий занимались и  - никакого толка, дети как были невоспитанные, так ими и остались»,- можно иногда услышать ответ педагога на предложение продолжить занятия.Сколько времени нужно  человеку, чтобы захотеть изменить самого себя?  Кто должен воспитывать и когда? В чем состоит процесс воспитания? Все эти вопросы в качестве проблемы ставятся   в начале первого модуля занятий. Без ответа на эти вопросы для самого себя   невозможно говорить об изменении личности. 
Как определить происходящие изменения?
 
Только по маленьким ситуациям. Например.Один из преподавателей этикета ведет урок в четвертом классе. Сидят два мальчика. Один чешется. Второй ему на это говорит: «Прекрати чесаться, тебе только что говорили, что чесаться неприлично».

Девочка первоклассница сидит на уроке. На ней надет топик. Плечи и живот е нее  голые. Мальчик, сидящий рядом, шепчет ей на ухо: « Да прикройся ты, ты же на уроке, неприлично же».

Другой пример, рассказанный преподавателю учителем класса со слов бабушки.Едет в трамвае с бабушкой ребенок-первоклассник. Передним стоит развалившийся старшеклассник и выдувает пузыри из жевательной резинки. Ребенок ему и говорит: « А нам преподавать этикета на уроке говорил, что жевать жевательную резинку в присутствии других людей - верх неприличия. И стоять надо ровно, а то никогда не будешь себя уважать». Так за время пути этот ребенок пересказал ему все те занятия,  которые он прослушал  в школе на уроках этикета, а  старшеклассник  выпрямился и даже жевать престал от удивления. 

 Как происходит процесс воспитания человека: до дести лет за счет наглядно- образного и наглядно- действенного мышления путем взаимодействия со средой, прежде всего миром взрослых, которому ребенок доверяет, к мнению которых ребенок прислушивается. Ребенок живет в мире эмоций. Радость и интерес вокруг него, такие же эмоции испытывает ребенок, злоба и унижение - такая же вырастает и личность. Скуку испытывают взрослые: скука мучает и ребенка. Воспитание на этом этапе есть создание среды поддержки и  уважения к личности ребенка, развития чувства достоинства, пребывания в среде, где преобладают  эмоции   интереса и радости.Ребенок вырастает и становится подростком. Подросток начинает искать ответы на вопросы, которые поставила жизнь. Направление его поиска, глубину поиска, процесс осознания необходимости найти ответы на вопросы будет определяться условиями  предыдущего этапа развития.

·        Если у человека   за предыдущий этап развития не были созданы личностные установки на уважение и саморазвитие, то в подростковом возрасте у него есть шанс самостоятельного решения. Надо только подвести его к принятию  решения разговорами в данном направлении.

·         Если жизненные установки  носят созидательный характер, чаще всего, достаточно поддержать подростка в осознании правильности выбранного пути, акцентируясь на вопросах ответственности за свое поведение.

·        Если жизненные установки носят разрушительный характер, прежде всего, для личности самого подростка, и это проявляется в его разрушительном поведении, то разговор должен принять направление осознании выбора свободы своего поведения и прогнозирования последствий этого выбора.

На этом этапе жизни воспитание есть начало самовоспитания. Другой человек  может только подтолкнуть, создать мотивацию, поддержать, но ответственность за воспитание  личности до конца жизни ложиться на самого себя.

Есть две цитаты, проходящие от занятия  к занятию сквозной мыслью.   Они  постепенно могут стать  жизненной программой. «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». В. Гетте.  « У каждого человека есть право выбора: остаться человеком или превратиться в свинью». Викторл  Франкл.  

 

Наши предки старались создавать такую среду, где принято было  уважать другого человека. Уважение и почтение становились понятиями, усваиваемыми  с детства. К сожалению, современная жизнь формирует моду на сильную личность, которая утверждает себя, подавляя других. Поэтому и разговор на занятиях по этикету начинается с того, что такое уважение. Как соотнести уважение к другим и уважение к себе. Что такое чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется? Почему   манеры поведения выдадут человека,  даже если  он  заявляет об уважении к окружающим. Почему воспитанность определяется умением держать дистанцию в отношениях? Что такое дистанция? Какая она бывает? Интимность  в отношениях, всегда и везде: это необходимость или невоспитанность? Что такое вульгарность?

Разговор о вульгарности всегда проходит болезненно.

 

·    Кто-то агрессивно реагирует на  неуместность многих, «общепринятых поступков», таких как курение в общественных местах, распивание напитков из банок и бутылок, а также использование жаргона и инвективы в качестве средства общения. Это те, кто вырос в среде неуважения личности другого. Чаще всего они говорят, что все так поступают, и они так будут делать, чтобы не отличаться. Но теперь, зная о том, как это воспринимается окружающими – это их личный, свободный выбор. Когда-то они будут нести за свой выбор ответственность.

·        Кто-то начинает присматриваться к себе и окружающим, очень часто задавая  вопрос, который слышишь много раз: « Почему нам об этом раньше никто так не  говорил». Но присматриваться  к себе и окружающим это еще  только начало, это только желание подняться на ступень выше.

·        Кто- то  это желание реализует в поступки. Но чтобы, совершать эти поступки, надо воспитать самого себя, надо учиться себя сдерживать, надо научиться себя контролировать и регулировать. Должен сформироваться навык поведения, стойкая защита от вульгарности в манерах и хамства, как отношения к людям. Самое главное – определить для себя: в среде, где не принято считаться с другими, смогу ли я остаться верным своим принципам.

 Вульгарность имеет и выраженные половые черты. Разговор о том, «кто такая барышня» также тяжел и труден, как и разговор о вульгарности вообще. Утраченные понятия, которые неосознанно все равно присутствуют в душах, девочек  приобретают должные формы. Поведение приобретает осознанный, принципиальный характер.«Помните, леди  от цветочницы отличается не тем, как она себя ведет, а тем как  ведут себя с ней окружающие». Эти мудрые слова из пьесы Б. Шоу «Пигмалион» тоже могут определять программу поведения, как девочек, так и мальчиков. Что такое девичья честь? Что означает мужское достоинство? Почему есть поступки, которые совершать не рекомендуется, вроде бы ничего плохого в  этом нет?

«На   этом занятии открылись мои  глаза на многие вещи, я стал понимать, почему многое то, что есть в моей подруге, всегда  меня напрягало, но  с кем - то говорить о своей дружбе с ней, мне было просто  трудно»,- так напишет потом в одной из записок  мальчик одиннадцатого класса.

Качество   занятия в  данном  случае определяется достаточно легко: если после занятий количество поговорить о своих личных проблемах больше, чем времени на перемене, значит, время на занятии не прошло напрасно.

 

История четвертая. «Что такое счастье».

 В каком возрасте  лучше и должно говорить о счастье? А о  чувстве долга?  О добре и зле? О подвиге? Славе, мужестве и достоинстве? О целеустремленности?Оказывается, в четвертом. Но и в старших классах этот разговор тоже востребован,  хотя, чем более взрослыми становятся участники разговора, тем больше скепсиса появляется в их высказываниях, чем старше участники разговора, тем тяжелее бывает им открыть свою душу для размышлений. А в четвертом классе - самое начало, что называется на перепутье. Поэтому разговор получается и глубокий и своевременный.

Как  нужно говорить с детьми? Изучая многие книги, рекомендованные в качестве учебного пособия или литературы для дополнительного чтения, обращается внимание на то, что слово « должен» встречается так часто, что вызывает чувство  недоумения. Еще большее чувство недоумения возникает у детей, которые во многих случаях или заучивают установки «ребенок должен слушаться взрослых», или начинают выражать чувство протеста через свои слова и поведение. Слово «должен» работает только тогда, когда эта установка становится личным, свободным выбором человека. Как подвести учащихся к этому выбору? Необходимо говорить о личностях,  о том, как и что они чувствовали, почему поступали так, а не иначе? Должен быть положительный пример, на котором ребенок может убедиться в правильности своего бессознательного выбора

(душа всегда тянется к лучшему, даже если поступки ребенка не всегда радуют взрослых). Где найти такие личности. К сожалению, средства массовой информации мало  предлагают нам сейчас положительных примеров. Ребенок, окруженный негативом, впитывает как губка негативные установки, формируя тем самым свое мировоззрение. Но русская и советская  история  всегда были богаты личностями, которые в газах своих соврем

 
 
Hosted by uCoz