Урок гражданина.

Цель урока.

  1. Формирование чувства гражданственности, чувства сопричастности к истории своего народа.
  2. Формирование навыков уважительного отношения к государственной символике.
  3. Формирование понятий, связанных с ценностными ориентациями учащихся.

 Эпиграф урока:

«Великий Петр написал
И нам с тобою завещал:
«От скверны душу береги

И Родину свою люби».

 

  • Приветствие учителя. Вступление.
    1. Понятие «гражданин»
    Прошел ровно год, с тех пор, когда мы также сидели за партами первого сентября. Кто помнит, как назывался наш первый урок в прошлом году: «Родина в сердце».
    В то время, когда мы с вами говорили о том, как человек относиться к Родине, в далеком городе Беслане, дети, учителя и родители, пришедшие, так же как и мы, чтобы встретить День знаний, оказались в руках заложников. А дальше вся стана не отходила от экранов телевизора, ожидая каких-либо известий. Люди не могли без слез смотреть на те страдания, которые пришлось вынести каждой семье жителей города. Люди помнят о том, что произошло.
    Давайте почтим память погибших минутой молчания.

    Наступил май 2005 года. Какое событие отмечала вся страна?
    Почему этот праздник мы называем праздником «со слезами на глазах»?Слишком «дорогой ценой» досталась Победа. Более 30 миллионов граждан нашей страны отдали свою жизнь. Чтобы приблизить День Победы. Пройдут годы, вы вырастете, у вас появятся дети и внуки, но если мы забудем о том, какой ценой далась нашей стране свобода, мы опозорим имя гражданина нашей страны.
    Кто знает, как возникло слово «гражданин»?
    Сравним слова: огород - огораживать Город – городить Государь – город, судить. Люди раньше жили в сельской местности. Защитой им служили города. На суд они приезжали к правителю города. В случае опасности они должны были во главе с правителем города защищать свои земли. Жители города назывались горожане. Наиболее уважаемые из них, много сделавшие для города, назывались гражданами. Постепенно вокруг крупных городов объединились все земли. Эти земли под властью верховного правителя стали называться государство. А жители государства стали называться гражданами.
    В нашей стране долгое время использовалось два слова: гражданин и обыватель.
    Как вы думаете, от какого слова происходит «обыватель»: от слова «быть».

    Человек живет и о своей стране не думает, просто находится в ней. Он к ней равнодушен.
    Николай Алексеевич Некрасов, русский поэт слово гражданин объяснял так: «А что такое гражданин?Отечества достойный сын» Самого Николая Алексеевича Некрасова современники называли поэтом-гражданином. В другом стихотворении
    « Не может сын смотреть спокойно на горе матери родной.Не может гражданин достойный, к Отчизне холоден душой».В душе не внемли укоризны, Иди на бой во имя жизни.За убежденья, за любовь».
    Давайте сформулируем, кого можно назвать гражданином.Для этого обратимся к эпиграфу урока. Что значит «беречь душу от скверны»? (скверно, значит плохо). Предложения детей записываются в два столбика на доске.
    Вывод: в чувстве гражданства соединяются все лучшие качества человека.
    Гражданин житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордиться ей. Вместе с ней переживает ее горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Званием гражданина человек гордиться.

    2.Символы государства.

    На земле сейчас множество государств, одни огромные, как наша страна, другие маленькие, как Бельгия и Нидерланды.
    Чем каждое государство отличается от другой.

    ( Разные законы, разные религии, разные национальности). Но у каждого государства есть три общих отличительных знака.
    Приглашаются несколько человек и им задаются вопросы.
    Каких?
    Флаг.
    • Сначала его изготовляли из конских хвостов, прикрепленных к палке ( бунчук).
    • Он собирал воинов во время сражения.
    • Его приветствуют стоя.
    • Его снимают в знак поражения страны.
    • Его целуют, принимая присягу и давая клятву.
    • Его поднимают во время праздников.
    • Его приспускают во время траура.
    • Порвать или сжечь его считается национальным оскорблением.
    • Все спортивные соревнования начинаются с его поднятия.

      Гимн.
  • Мужчины в этот момент снимают головные уборы.
  • Его должны знать все.
  • Он прославляет страну.
  • Во время его исполнения все встают.
  • При его исполнении поднимается флаг.
  • Он единственный в своем роде, но их столько, сколько стран.
    Герб.
    • Его изображают на паспорте.
    • Он изображен на одежде спортсменов.
    • Им скрепляют все приказы и законы.
    • Его изображение есть в каждой школе.
    Вывод. Продолжите фразы
      1. Государство не может быть без государственных символов, как человек не может быть без …….
    (фамилии, имени, отчества).
      1. Осквернить государственные символы тоже самое, что …………
    (оскорбить человека).
3. Флаг России.
В повседневной жизни человек обычно мало вспоминает про государственные символы. А когда приходит время опасности для свободы и независимости его станы, тогда государственные символы становятся для него частью его свободы.Вернемся в начало 1941 года и прочитаем отрывок из книги белорусского писателя Василя Быкова. В списках не значился».
В Брестской крепости, окруженной немцами, разговаривают два человека. Лейтенант Плужников (19 лет) и старшина Семишный.
Семишный был ранен давно: пуля задела позвоночник, и ноги постепенно отмирали. Он уже не мог шевелить ими, но еще кое-как ползал. И если начинал стонать, то только во сне, а так терпел и даже улыбался. Товарищи его уходили и не возвращались, а он жил и упорно, с неистовым ожесточением цеплялся за эту жизнь. У него было немного еды, патроны, а вода кончилась три дня назад. Плужников ночью притащил два ведра снега... Да, похоже, что одни мы с тобой,— вздохнул Плуж­ников.— Знаешь, если бы каждый сам себе приказ отдал и выполнил бы его — война бы еще летом кончилась.
Здесь, у границы. Считаешь, мы одни с тобой такие красивые? - усмехнулся старшина. — Нет, браток, не верю я в это. Не верю, не могу поверить. Сколько верст до Москвы, знаешь? Тыща. И на каждой версте такие же, как мы с тобой, лежат. Не лучше и не хуже. И насчет приказа ошибаешься, браток. Не свой приказ выполнять надо, а — присягу. А что есть присяга? Присяга есть клятва
на знамени,— он вдруг посуровел и кончил жестко, почти зло: — Перекусил? Вот и ступай присягу исполнять.
Убьешь немца — возвращайся. За каждого гада два дня отпуска даю: такой у меня закон. Плужников начал собираться. Старшина следил за ним, и глаза его странно блестели в робком пламени свечи. — Что ж не спрашиваешь, почему тобой командую? - А ты начальник гарнизона,— усмехнулся Плужников. — Право я такое имею,— тихо и очень веско сказал Семишный.— Имею право на смерть вас посылать. Ступай.— И задул свечу... Он очень хотел обрадовать старшину, потому что тот сильно сдал за последние дни. Часто впадал в забытье, кричал криком от непереносимой боли, а, придя в себя, дрожал в смертельном ознобе, и пот каплями застывал на лбу. И только неистовая воля удерживала еще остатки жизни в уже омертвевшем теле... Семишный говорил с трудом, задыхаясь, уже неясно выговаривая слова. Смерть докатилась до горла, руки уже не двигались, и жили только глаза. -Мы честно выполняли долг свой, себя не щадя.
И до конца так, до конца. Не позволяй убивать себя раньше, чем умрешь. Только так. Только так, солдат. Смертию смерть поправ. Только так. Сил нету, Семишный,— тихо сказал Плужников.— Сил больше нету. Сил нету? Сейчас будут. Сейчас дам тебе силы.
Расстегни меня. Грудь расстегни. Ватник, гимнастерку — все. Расстегнул? Сунь руку. Ну? Чуешь силу? Чуешь? Плужников расстегнул ватник и гимнастерку, неуве­ренно, ничего не понимая, сунул руку за пазуху старшины. И ощутил грубыми обмороженными пальцами холодный, скользкий, тяжелый на ощупь шелк знамени. С первого дня на себе ношу,— голос старшины дрогнул, но он сдержал душившие его рыдания.— Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем приказывал тебе.
Его именем сам жил, смерть гнал до последнего. Теперь твой черед. Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь и не моя — родины нашей это честь. Не запятнай,
лейтенант. Не запятнаю. Повторяй: клянусь... Клянусь,— сказал Плужников. ...никогда, ни живым, ни мертвым... Ни живым, ни мертвым... ...не отдавать врагу боевого знамени... Боевого знамени... ...моей Родины Союза Советских Социалистических
Республик. Моей Родины Союза Советских Социалистических
Республик,— повторил Плужников и, став на колени, поцеловал шелк на холодной груди старшины. Когда помру, на себя наденешь,— сказал Семиш­ный.— А раньше не трожь. С ним жил, с ним и помереть хочу... Через час старшина Семишный умер. Умер, не сказав больше ни единого слова, и Плужников еще долго сидел рядом, думая, что он жив, а он уже был мертвым. Он снял со старшины знамя, разделся до пояса и обмотал знамя вокруг себя. Холодный шелк вскоре согрел­ся, и он все время чувствовал его особую, волнующую теплоту. Все время — и когда хоронил Семишного, и потом, когда лежал на его постели, укрывшись всеми бушлатами. Он лежал спокойно и думал, что ничего уже не боится — ни немцев, ни смерти, ни холода. Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность. Свою личность, ставшую звеном между прошлым и будущим его родины, частица корой грела его грудь благородным шелком знамени.

Вопросы:
  • Что заставляло Семишного жить? Воля к жизни.
  • Почему он взял на себя право командовать? Большая сила духа.
  • Что изменилось в душе Плужникова после смерти Семишного?

Как он воспринимал свою личность?

Свою личность, ставшую звеном между прошлым и будущим его родины, частица корой грела его грудь благородным шелком знамени.

« Есть только миг между прошлым и будущим именно он называется жизнь». Из фильма « Земля Санникова».

«Надо прожить ее так, чтобы не было мучительно больно за напрасно прожитые годы» Николай Островский.

Далее ведется краткий рассказ об истории русских знамен. (Очень кратко, лучше в форме вопросов)

Почему сегодня мы ведем разговор о знамени.

В этом 22 августа исполнилось 300 лет Российскому Флагу.

В 1991 году постановлено было считать 22 августа Днем Государственного флага Российской Федерации.

Чем отличатся флаг от знамени.

Наука о знаменах - вексиллология. ( Vexillum от лат. Знамя).

Знамя прикреплено к древку и несется в руках.

Знамя – «знамение». Изображение на церковную тему.

Флаг поднимается на специальной мачте на шнуре.

Флаг - голландское, корабельное знамя.

Непростая история у российского флага.

«Стяги» - были личные воинские знамена князей.

«Стягать»,то есть собирать вокруг себя воинов.

«Хоругви» - воинские знамена с изображением Христа и святых.

Вымпел – узкое знамя длинной формы.

Штандарт – особый знак главы государства. Ранее кавалерийское знамя.

Бунчук - конский хвост, привязанный к палке.

Прапор - небольшое знамя с длинными хвостами.

Цвета у замен тоже были различными. Они были и лазоревыми (синими), белыми, со звездами, зелеными.

До Петра Первого у Российского государства не было единого флага.

При Петре появляются триколор – для торгового флота,

Андреевский флаг - для морского флота. ( Апостол Андрей покровитель России)

Чено-золотое знамя – императорский штандарт. До первой половины 19 века фактически было государственным знаменем России.

Цвета замени надо уметь читать

Золотой- символ божественной власти.

Черно- золотой цвет императоров со времен Священной римской империи.

Синий - честь

Красный – любовь

Белый благородство, чистота.

До 1883 года существовало черно- желто- белое государственное знамя.

С 1883 триколлор становится государственным флагом.

С октября 1917 года знамена становятся красными.

Красное знамя- символ пролитой крови в борьбе за свободу. До 1945 года оно уникально. В мире других таких знамен не было.

После войны, в связи с ростом популярности СССР в Азии, красный цвет для знамени становится распространенным. Подобными флагами обзавелись Китай, Монголия, Вьетнам, Северная Корея.

Сейчас в нашей стране красный цвет знамени сохранен в современном Знамени Победы Российской Федерации (1996).

С 1992 года в нашей стране официальными знаменами являются:

  • Государственный флаг Российской федерации(бело-сине- красный триколор). Постоянно поднят над главными здания органов власти, в дни праздников вывешивается на жилых зданиях. Поднимается на зданиях российских посольств за рубежом, на российских судах, самолетах, в расположении воинских частей. Флаг обозначает принадлежность к территории России. В дни всенародного траура флаг приспускают. Флаг- это национальная святыня. Надругательство над флагом является уголовным преступлением.
  • Президентский штандарт (1994). Знамя президента. Поднимается там, где находится президент.
  • Андреевский флаг- знамя Военно-морского флота (1992). Вывешивается в качестве кормового флага на военных кораблях.
  • Знамени Победы Российской Федерации (1996). Оно наследник знамени того знамени, которое было водружено над Рейхстагом в знак победы над фашисткой Германией в 1945 году. Знамя символизирует не только победу в Великой отечественной войне, Нои великое мужество и подвиг всего нашего народа. Поднимается вместе с государственным флагом в дни государственных праздников, во время проведения воинских парадов.
  • Как вы думаете, что было дальше с лейтенантом Плужниковым.
Брестскую крепость захватили немцы. Они стали прочесывать казематы.
« Он медленно шел по коридору. Каждый шаг давался ему с мучительным трудом. Скажи нашим, тихо шепнул он пленному русскому переводчику, когда они вернуться, что я спрятал… Нет, ты скажи им, что крепости я не сдал. Пусть ищут. Пусть, как следуют ищут, во всех казематах. Крепость не пала, она просто истекла кровью. Я ее последняя капля. Какое сегодня число? Двенадцатое апреля ( 22.06 1941-12.04.1942).) Весь путь они проделали молча, до тех пор, пока не оказались у входа. Перед немецкими солдатами стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались его плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнем ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые черные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. А из этих глаз, немигающих и пристальных, неудержимо текли слезы. И все молчали. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал. Молчали бросившие работу женщины вдалеке, и охрана тоже молчала, все смотрели сейчас на эту фигуру, сторгую и неподвижную, как памятник. Потом генерал не громко сказал: «Назовите Ваше звание и фамилию». « Я - русский солдат»» Он вдруг медленно повернул голову, в генерала уперся его немигающий взгляд. «Что генерал, теперь вызнаете, сколько шагов в русской версте?». Это были его последние слова. Подъехала санитарная машина. Генерал кивнул и санитары бросились к неизвестному. Но он оттолкнул санитаров и молча пошел к машине. Он шел сторго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку ориентирующего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги. И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команд, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке. А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, то теперь ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше смерти. Страшно, в голос, как по покойнику заголосили, завыли русские женщины. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали к нему руки и кланялись до земли до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости. А он шел к работающему мотору, оставляя за собой кровавый след. Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тога, кода дошел. Возле машины. Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко раскрытые глаза. Упал свободным и после жизни,, смеритию смерть поправ».

Двумя кульминационными моментами урока являются разговор с Семишным о знамени, клятва, ощущения Плужникова.

Далее идет небольшое отступление из истории и Законе о флаге.

Урок необходимо оставить на оборванным, сделав акцент на последнем куске.

Вывод.

Кем будет ощущать себя человек, обывателем, или

«личностью, ставшей звеном между прошлым и будущим его родины, частица корой является благородным шелком знамени» зависит только от самого человека.

 

 

 
Hosted by uCoz