Урок « О подвигах, о доблести, о славе».

 Цель урока:

Формирование потребности рассуждать о своем отношении к Родине, неразрывной взаимосвязи судьбы отдельного человека и страны в целом.

Задачи урока.

  1. Формирование понятия «историческая память», «подвиг», «доблесть», «самоотверженность», «почет».
  2. Формирование потребности строить свою жизнь в соответствии с этими понятиями.
  3. Организация конкурса « Как война коснулась моей семьи».
  4. Формирование навыков коммуникативной культуры.

Ход урока

В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда.
Один трагический, день скорби и печали, напоминания о том, что пришлось вынести всему городу и каждому его жителю.

День установления блокады Ленинграда.
8 сентября 1941 года.

Два других более радостные:

День прорыва блокады Ленинграда.
27 января 1943 года.

День полного снятия блокады Ленинграда.
14 января 1944 года.

«О Ленинград!

Завиден жребий твой.
Так мог сказать,
так мог подумать каждый,
кто умирал от голода и жажды,
Кто в торжество грядущего поверил,
Кто завтрашним сегодняшнее мерил».  

Враг подступил к городу стремительно.
Сосчитайте, сколько дней прошло от начало войны, с 22 июня 1941 года? Около 80 дней. А дальше 900 дней голода, борьбы, лишений, потерь, страданий.
Так почему же блокадная поэтесса Ольга Бертгольц, голос, который каждый день звучал для ленинградцев по радио, напишет «Завиден жребий твой».
Как можно завидовать такому жребию?
Оказывается можно.
Федор Михайлович Достоевский, еще в далеком от нас, 19 веке напишет «Страдания очищают душу». Те страдания, которые выпали на долю ленинградцев, выковали характеры, крепче, чище и сильнее которых, можно встретить очень редко.
Вспомните, как часто вы слышите слова: «Я коренной ленинградец»?
Не очень.
Да и не так часто встречаем мы их.
Это люди пожилые, из дома временами им бывает трудно выйти даже за продуктами и лекарствами. Чаще всего они одиноки. Война и блокада отняла у них семью. Но посмотрите, каким счастьем, задором, светом и силой, светятся их глаза, когда они собираются в День прорыва блокады.
Мы с вами живем в то время, когда они еще живы. Большинству из них уже к 70 годам. Мы последнее поколение, которое может с ними встречаться и разговаривать. Для наших детей и внуков такой возможности уже не будет, а значит, что-то безвозвратно уйдет из нашей жизни. Останутся только книги и фильмы о войне и блокаде. Но нынешние школьники мало смотрят фильмов про войну, а еще меньше читаю книг.

Вопросы

  • Назовите художественные фильмы, которые вы знаете, посвященные Великой отечественной войне и блокаде.
    «Четыре танкиста и собака». «Освобождение». «Блокада». «На войне, как на войне». «В бой идут одни старики». « Небесный тихоход». «В шесть часов вечера после войны». «Щит и меч».
  • Назовите, книги, которые вы знаете, посвященные Великой отечественной войне и блокаде. Обязательна подборка детских книг для показа.
  • Кто из вас был в музее Блокады Ленинграда.
  • Кто из вас знает о том, где проходила Дорога жизни. Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера от мыса «Осиновец» до поселка «Кобона».
  • Кто из вас знает, что такое «Зеленый пояс славы». «Зеленый пояс славы» – это мемориалы, посвященные обороне Ленинграда по всей линии фронта. Состоит их памятников защитникам и Зеленых насаждений.
  • Что такое «Цветок жизни». Цветок жизни – один из памятников «Зеленого пояса славы». Находится рядом с Ладожским озером, недалеко от мыса «Осиновец».
    Сделан в форме цветка.
  • Кто из вас знает, что означают синие доски на домах с надписью «Эта сторона улице при артобстреле наиболее опасна». Доски висели в городе во время войны. Город подвергался бомбежкам и артиллерийским обстрелам, от которых погибло множество ленинградцев.
  • Кто из вас знает, какое кладбище считается мемориалом памяти погибших в блокаду? Пискаревское мемориальное кладбище.
  • Кто был на этом кладбище?
  • Как называется проспект, который ведет к этому кладбищу? Проспект Непокоренных.
  • Как называется площадь, откуда берет начало этот проспект? Площадь Мужества.
  • О чем говорит памятник на стене первого дома на проспекте Непокоренных: о том, что здесь в годы блокады находился источник, откуда брали воду.
  • Чем украшен проспект Непокоренных: на разделительной полосе высажены декоративные кустарники в форме разорванного круга, что символизирует разорванное кольцо, как символ мужества и доблести и ленинградцев.
  • Кто из вас знает, что за новая церковь построена на берегу Невы, рядом с метро Новочеркасская. Церковь построена на месте захоронения погибших во время блокады.
  • Кто из вас знает, что в годы блокады находилось в Московском парке Победы. Там находился кирпичный завод, где в годы блокады сжигали тела людей, умерших от голода.
  • Кто знает, что его родственники находились в осажденном городе.

Вот видите, сколько вопросов, на которые надо дать ответ.

Французский писатель Виктор Гюго, живший также в 19 веке, написал: « Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца». Человек, не помнящий памяти своей семьи, своего города, это ущербный человек.

Вернемся к словам Ольги Бертгольц. «Чем завиден жребий твой»?
- Тем, что каждый боролся за право остаться человеком.
Помните, на уроке « Родина в сердце», мы говорили с вами о том, как проявляется любовь к родине. Эта любовь проявляется в стремлении стать человеком и остаться им в любой жизненной ситуации.. Тогда и мужество, и доблесть, и слава не обойдут его стороной.

Тема нашего урока « О подвигах, о доблестях, о славе».

Почему, о человеке, жившем в блокадном Ленинграде, говорили, что он совершил подвиг?
Посмотрим в толковый словарь русского языка:
«Подвиг решительное, активное действие в сложной обстановке».
«Почет – известность, как свидетельство всеобщего уважения, признания заслуг, поступков».
«Доблесть» - высокая самоотверженность. В переводе с древнерусского «достойный блеска».
«самоотверженность - способность побороть в себе все широкие страсти и живет для других».

Послушаем простую историю одной ленинградской семьи:

До войны наша семья была большой. Отец работал на заводе, там же работал и его отец, и его дед. Он был потомственным рабочим. Мама работала в школе учительницей. Мы жили в большой квартире на Петроградской стороне. У меня было четверо братьев и сестер. Бабушка и дедушка жили вместе с нами. В этой же квартире жили мамин брат и сестра, это были мои тетя и дядя. У нас была дружная семья.
Когда началась война, отца призвали на фронт. Он ушел, поцеловав нас всех, и наказав старшему брату, чтобы он остается главным в семье. В октябре, маме пришла похоронка. «Ваш муж погиб, сражаясь за Родину, в боях под Ленинградом». Мама почернела от горя. Мою младшую, трехлетняя сестру, вместе с бабушкой и пятилетним братом, когда началась блокада, решили эвакуировать. Их везли на барже, через Ладожское озеро, немцы начали бомбить караван. Одна из бомб попала в баржу, где были мои родственники, больше мы их никогда не видели. Старший брат поступил в военное училище. Ему не исполнилось еще восемнадцати лет, но он сказал, что при бомбежке пропали все документы и ему уже восемнадцать. Потом его оправили на Пулковские высоты. Он принял свой первый бой. Нам пришло письмо от его друга. Это был и его последний бой. Надо было поднимать солдат в атаку под огнем немцев. И это сделал мой брат. Мама почернела еще больше. Тетя и старшая сестра были призваны на «окопные» работы еще в августе месяце. Они копали окопы под Лугой. Немцы наступали так быстро, что они попали на оккупированную территорию. Тетю угнали в плен немцы. А сестру спрятали местные жители, и она ушла в партизанский отряд. В партизанском отряде сестра стала разведчицей. Роста она была маленького, очень походила на девочку, однажды, она попала в руки немцам, после страшных пыток они ее расстреляли. Откуда я это все знаю, спросите вы? Я искал сестру после войны. Мне удалось встретиться с людьми, которые воевали в партизанском отряде. Правда, чтобы найти хоть какие сведения о ней, я десять лет писал письма, в том числе и на радио в передачу «Поиск». Одна из подруг моей сестры по партизанскому отряду написала мне ответ, услышав мое обращение.
Дед продолжал работать на заводе, он тоже хотел идти в армию, но его не отпускали с завода. У деда были золотые руки, он был мастер высочайшей квалификации.
Но дед записался в отряд народного ополчения. Когда я проезжаю сейчас по проспекту Народного ополчения, я всегда вспоминаю деда. Он зашел домой попрощаться. Обнял нас с мамой. Мой дед пропал без вести. Скорее всего, в машину, в которой он ехал на фронт, попала бомба, так мне потом, после многолетних поисков, сказали в военном комиссариате.
Дядя, мамин брат, был кадровым военным. Когда началась война, он отвечал за организацию снабжения продовольствием. Хлеба становилось все меньше и меньше. Однажды мы увидели столб черного дыма. Это горели продовольственные склады.
Дядя вместе с другими тушил пожар. Он спасал мешки с мукой. Он получил такие ожоги, что спасти его не удалось.
Началась зима. Хлеба давали все меньше и меньше, свою норму 125 грамм хлеба надо было растягивать на целый день, а очень хотелось есть. В этом бесконечном чувстве голода я не замечал, как мама подсовывала мне еще кусочки хлеба. Приходя с дежурства на крыше, где мы тушили зажигательные бомбы, я засыпал до нового обстрела или бомбардировки, по сигналу воздушной тревоги снова бежал на крышу, чтобы тушить «зажигалки», как мы их тогда называли.
Мама продолжала работать в школе. Дети писали на газетах, в школе было холодно. Ребята засыпали прямо на уроках, кто-то тут же на уроке иногда мог и не проснуться. Мама слабела день от то дня. Однажды, возвратившись, домой, я увидел маму, лежащей на диване. Ее не стало. Она умерла от голода. Только тогда я вспомнил про те кусочки хлеба, которые находил у себя в кармане. Я завернул тело в простыню, положил его на санки и повез на кладбище. Путь был долгим. Я теперь часто прихожу на это кладбище. Постою у братской могилы, и каждый раз вспоминаются слова из песни Александра Розенбаума:
«Из нас двоих в живых остаться мог один, и это чудо совершила ты».
А еще почитаю странички из дневника девочки. Они огромными фотографиями глядят на меня со стен музея: «Савичевы умерли, умерли все, осталась одна Таня».

Как это все было написано про меня.
Так я остался один. Мне было тринадцать лет. Я не думал о том, как мне жить дальше, я просто жил, как жили все жители города. Надо было собрать в кулак всю свою боль, весь свой страх, все свое одиночество. Надо было отомстить врагу за все страдания, которые он причинил мне, моей семье, моей стране.
Я стал работать на заводе, там давали «рабочую» хлебную карточку. Мне было легче среди людей. У каждого из них было свое горе, своя боль. Работал я на том заводе, где работали мой отец и дед. Сначала я ходил пешком каждый день от дома до работы, но ночевать одному дома, не было никакого желания. Сил становилось все меньше, и я стал оставаться ночевать на заводе. Станки были высокими, и нам, подросткам, подставляли ящики, чтобы удобнее было работать. Работали по двенадцать, четырнадцать часов. Но мы знали, что наш труд приближает час победы. Фронту нужны были снаряды и мы работали. Работали и работали. Так я и вырос. День победы я встретил еще несовершеннолетним, но никто не мог дать мне мои семнадцать лет. Война и блокада сделали меня взрослым. Я научился любить и ненавидеть, я научился работать, сжав зубы, я научился ценить семейное счастье, и мир покой своей страны.
Пошел учиться сначала в вечернюю школу, потом вечерний институт. Стал инженером. Я знал, что без моего труда не восстановить страну. Это был мой долг еред моей семьей, перед моей страной. У меня появилась своя семья. Я искал хотя бы, какие- то бы сведения о моих пропавших членах семьи. Я писал историю своей семьи, так как знал, что это мой долг памяти. Я рассказывал свом детям о членах своей семьи, показывал им улицу, где мы жили, места, где мы бывали всей семьей, приходил с ними на кладбище. Однажды я стал свидетелем разговора двух молодых людей:
- «Вот, бабка опять рассказывает про войну, про блокаду, про хлеб, которого не было, про то, что работали по четырнадцать часов, надоело. Не хочу ничего знать».
- «Врет она все, чтобы внимание к себе привлечь,- ответил другой. - Плюнь ты на нее».

Как такое может быть?
Обсуждение с классом:

  • Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
  • Как могло случиться, что герою рассказа довелось услышать такой разговор?
  • Почему жизнь в блокадном городе можно назвать подвигом?

    «Весна идет. И ночь идет к рассвету.
    Мы все теперь узнали на века.
    И цену хлеба, если хлеба нету,
    И цену жизни, если смерть близка.
    Людское горе, кто его измерит
    под бомбами полночной темноты,
    Иные, может быть, и не поверят,
    Что было то, что рассказали мы.
    Но Ленинград стоит.
    И все слова бессильны и пусты,
    чтобы потомкам передать величье
    его непобедимой красоты.
    И люди шли,
    чтоб за него сражаться,
    Тот, кто не трус, кто честен был и смел,
    Уже бессмертны. Слава ленинградцем.
    Честь их девиз – бессмертье их удел».

Заключительная часть.

    • Кто из вас знает историю своей семьи?

Заключение: Сегодня мы с вами даем старт конкуру сочинений « Как война коснулась моей семьи».

Поговорите со своими родителями, бабушками, дедушками. Расспросите соседей, если в вашей семье никто ничего не знает. Сочинения мы будем читать с вами в январе. Кто помнит, что это за день. Успехов вам. Все сочинения будут собраны в классную книгу. Нам нужно выбрать тех, кто будет отвечать за создание этой книги. Создается Совет дела.

 
 
Hosted by uCoz