Урок «Родина в сердце».

Воспитательные цели:

1. Воспитание культуры ценностной ориентации (принципов, взглядов) по вопросу гражданско-патриотической самоидентификации, отношения к Роди­не, к родителям,

2. Воспитание культуры общения (культура диалога с противоположными, часто вызывающими неприятие и возмущение точками зрения на обсуждае­мую проблему, культура отстаивания своей позиции).

3. Воспитание качеств личности: преданность, самоуважение, толерантность по отношению к иным взглядам.

Эпиграф урока:

Есть под Парижем кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Здесь нашли последний покой многие я знаменитые, и простые русские люди. На одной из надгробных плит начертано: "Любите Россию. Нет ничего прекрасней нашей России. Мы это знаем, мы спим на чужбине". На другой плите - неподалеку: "Русские, любите Россию всегда, какой сна была, какая есть и какая будет. Только тогда вы - русские'.

Вопросы для обсуждения:

  • Действительно ли человека видно по тому, как он относится к близким и к Родине?»,
  • «Хорошо ли, если человек ничем не привязан, даже привязанностью к Родине и близким?»,

 Ход урока.

Вступительное слово учителя. Неспроста наш первый урок в новом учебном году начинаем с этого урока. Вспомните, в прошлом году все мы участвовали в мониторинге, который проводился в школе. На вопрос « предпочел бы ты уехать или остаться в России» уехать предпочли до 64 процентов учащихся.
«Большое видится на расстоянье-
Лицом к лицу лица не увидать».
Посмотрите на эпиграф урока. Не спроста словами эпиграфа стали надгробные надписи (эпитафии). Тот, кто волею судеб оказался на чужбине, тот не понаслышке знает, что такое тоска по Родине.

Упражнение первое. «Что для меня Родина».

Читается стихотворение: Просим найти ассоциации, которые дает в этом стихотворении Владимир Диксон.

Это вечное слово - Россия –
Словно ангельский свет для меня,
Словно совести зовы простые,
Словно вихри снегов и огня.
Не напрасен мой путь, не случаен;
Там - Россия, там - пламя и лед;
Но для мудрых, безумных окраин
Серединная жизнь не дойдет.
Надо сердце иметь не такое,
Надо душу иную иметь,
Надо жить неземною тоскою,
Надо песни нездешние петь.
Глаз не видит, и уши не слышат,
Запечатаны болью уста;
Там - Россия страдает и ищет,
Ищет Божьего Сына - Христа.

Просим назвать свои ассоциации

Лучше, если они будут писаться на одном листочке, каждый из учащихся, кто написал текст, загибает то, что он написал, затем передает следующему человеку. Для увеличения темпов выполнения задания, можно организовать работу по колонкам. Читаем ассоциации.
Пытаемся их сгруппировать.
Предположительно ассоциации могут быть в нескольких направлениях:

  • Семья
  • История страны
  • Культура
  • Природа

Задаем вопрос «А где ваша собственная жизнь»?
Она идет вместе или отдельно от жизни страны?
Я просыпаюсь, я иду, я учусь, мои родители ходят на работу, отдыхаю, одним словом, живу.
А какова сейчас жизнь страны?
Назовите, какими событиями живет сейчас страна?

  • Участие нашей страны в Олимпийских играх.
  • Начало учебного года в школах и вузах.
  • Уборка урожая хлеба и овощей.
  • Кто-то добывает газ и нефть.
  • Кто-то охраняет границу.
  • Кто-то делает операцию.
  • Кто-то варит сталь.

Каждый человек что- то делает. В каждую эпоху воспитание ребенка начиналось с того, что он принимал на себя служение Родине, России. На каком поприще он будет служить, это был уже его личный выбор, но принцип «Служения России» передавался как фамильная честь, из поколения в поколение. Труд во имя Редины - это корень, дающий побеги любви. Веч­ное личное созидание ценностей для страны - это путь к Родине, а вечный паразитизм за счет своей страны - это путь от Родины. Только соединение собственной трудовой жизни и жизни Отечества дает человеку ощущение своей причастности к жизни страны.

Ошибочно думать: "Моя собственная жизнь - одно, жизнь страны - это другое". Моя жизнь и жизнь моей страны - это единая жизнь, только современный человек в суете буден редко задумывается о любви к той стране, где он живет и о том, как он ей служит.
«Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, в ней для нас все родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку. Как мать защищает и бережет она нас от всяких врагов…
Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная Мать – одна у него и Родина».
Так напишет человек, всю свою жизнь посвятивший служению Родине самым простым делом: обучением детей. Этот первый русский педагог – гуманист Константин Дмитриевич Ушинский.

Упражнение второе «Где бы я хотел жить».

Предупреждаем, что встать можно только один раз.
Писатель Набоков говорил: «Я - гражданин мира».
Хотелось бы вам бать гражданином мира?

  • Встаньте те, кто считает, что место жительства роли для человека не играет. Родину мож­но помнить и любить, но не обязательно жить на Родине.
  • Встаньте те, кто считает, что хотел бы жить в Америке. Америка - богатая страна. Символы Аме­рики - статуя свободы и доллар. Все свободны, и у всех есть возможность реали­зовать свои силы.
  • Встаньте те, кто считает, что надо посмотреть мир, людей, а потом решать, где бы хотел жить.
  • Встаньте те, кто считает, все рав­но, где жить, только бы хорошо жить, чтобы все иметь, ни в чем не нуждаться.
  • Встаньте те, кто считает, что Родину не выбирают, как отца и мать. Ро­дина - как судьба.
  • Встаньте те, кто считает, что бы хотел послужить своему Отечеству в меру сил и возможностей.

Почему так было сказано: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечества или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Александр Сергеевич Пушкин.

Упражнение третье «Окончу школу - уеду».  

Автобусная поездка русских школьников по Германии. Красивые города и ландшафты, живописные виды, которые открываются из окон автобуса.

Остановка, чтобы перекусить. Чистенькое придорожное кафе, сосиски, свиные ребрышки. Российские школьники остановились перекусить. Тут школьники и познакомились с водителем междуго­родного автобуса. Он одет в фирменные джинсы, легкую фирменную футбол­ку. Высокий, стройный, держится раскованно и естественно. Говорит так четко, что ребята почти все понимают.

Меня зовут Андреас. Угадайте, откуда я родом?

Не угадали. Из-под Воронежа. Что удивляетесь? Имя? Имя я сменил. Говорю свободно? Да я уж давно живу в Германии. Здесь у меня все есть: квартирка хорошая, Фольксваген... Телевизор, видеомагнитофон - все последних моделей.

А что осталось в России? Ничего.
Мать в деревне. Она живет в такой развалюхе, 18 км от железнодорожной стан­ции! Хлеб привозят два раза в неделю, а когда дожди идут, не пройдешь по грязи.
Взять с собой? Куда? У нас места мало... Да она и сама не поедет. Она боится
Германии. Ну, здесь ее покойный отец был в плену, в лагере, напугал ее своими
рассказами. Она все пишет: «Как ты там, на чужбине, сынок, какой ты стал? Две­надцать лет тебя не видела. Как живешь? Ведь все чужое: язык, люди, обычаи».
А вы ей часто пишите
-- О чем писать-то? Вот к Рождеству в прошлом году послал посылку. В ном году к пасхе открыточку.
Она ничего не просит? Да нет. У нее хозяйство: куры, коза. Вот только фотографию внука просит - посмотреть, какой он стал. Это Витька, мой сын от первого брака. Да где же я возьму фотографию? Я сам о нем больше десяти лег ничего не знаю.
А еще дети есть?
Нет. Сначала устраивались: холодильник, машина. Все нужно. Денег не
хватало. А теперь детей уже не может быть. Может это и к лучшему - поживем для себя. Вот зато съездили недавно в Испанию
Одна девочка: В Испанию? Вот это да! Вы столько повидали. Эль Греко.
Фламенко, Средиземное море, старинные замки, мавританский стиль.
Эль Греко?
Я не знаю, что это такое. А замок один на побережье видел. Но он, говорят, не старинный, под старину построен. Как настоящий! И в нем ресторанчик. Вообще, классно! Море, рестораны, вино. Отлично провели время.
Мальчик: Я тоже окончу школу - уеду. Только еще круче - в Америку.
Остальные молчали.
За столом было почему-то напряженно и тихо...

Вопросы к классу.

  • Почему водитель сначала ответил, что у него в России ничего не осталось?
  • Почему он сменил имя?
  • Почему он не хочет взять с собой мать?
  • Почему она ни о чём его не просит?
  • Нужны ли ему дети?
  • Почему за столом было напряжённо и тихо?
  • Вернемся к словам А. С. Пушкина. Он клянется честью, а герой рассказа, чем может поклясться?

Дискуссия по проблемам : Темы для дискуссии написаны на доске рядом с эпиграфом.

«Действительно ли человека видно по тому, как он относится к близким и к Родине?»,

«Хорошо ли, если человек ничем не привязан, даже привязанностью к Родине и близким?».

Обобщение.

Любовь к Родине - дитя особого познания. Нужно чрезвычайно трудное и глубокое познание, чрезвычайно острое и особое пости­жение семьи, рода, самого себя, страны, чтобы полюбить Родину и ощутить себя в своей нерасторжимой принадлежности к ней.
Кто знает свою семью, свой род, свою Родину, ее историю, ее испыта­ния и трагические акты, тот любит их. Чем старше становится человек, тем более расширяется и углуб­ляется его жизненный опыт, тем яснее и основательнее открывает­ся эму значение Редины в личной жизни. Но можно «прожить» или «прожечь» свою душу в поисках богатой и легкой жизни, и это- выбор того или иного человека. А, все - равно, при этом, душа его мертва, он не знает любви ни к Родине, ни к людям.

Упражнение четвертое «Мать или мачеха»?

Читаем стихотворение:

За что любить тебя? Какая ты нам мать,
Когда и мачеха бесчеловечно злая
Не станет пасынка так беспощадно гнать.
Как ты людей своих казнить не уставая?
Любя, дала ль ты нам один хоть красный день?
На наш весенний путь, раскинутый широко,
Ты навела с утра зловещей тучи тень.
По капле кровь из нас всю выпила до срока!
Как враг, губила нас, как яростный тиран!
Во мраке без зари живыми погребала,
Гнала на край земли, в снега безлюдных стран,
Во цвете силы убивала...
Мечты великие баз жалости губя,
Ты, как преступников, позором нас клеймила,
Ты злобой душу нам, как ядом, напоила...
Какая ж мать ты нам? За что любить тебя?

Вспомните примеры из истории нашей страны, когда о Родине действительно хотелось говорить как о мачехе: гражданская война, революция, сталинские репрессии, насильственная коллективизация, заградительные отряды в годы Великой Отечественной войны, « железный занавес» в советские годы. Нот в тоже время писатель Борис Зайцев скажет:
« Сквозь тысячу лет бытия на горестной земле, борьбы, трудов, ужасов войн, преступлений - немеркнущее ядро русского духа - Родина. Для русского человека есть Россия, душевное существо, мать, святыня, которой мы поклоняемся и которую никому не уступим».

Продолжаем чтение:

За что - не знаю я, но каждое дыханье.
Мой каждый помысел, все силы бытия Тебе посвящены, тебе до издыханья!
Любовь моя и жизнь - твоя, о мать моя!
И чтоб еще хоть раз твой горизонт обширный
мой глаз увидеть мог, твой серый небосвод.
Сосновый бор вдали, сверканье речки мирной,
И нивы скудные, и кроткий твой народ,
За то, чтоб день один мог снова подышать я
Свободою полей и воздухом лесов, -
Я крест готов поднять без стона и проклятья.
Тягчайший из твоих бесчисленных крестов!
В палящий зной, в песке сыпучем по колени,
С котомкой нищего брести глухим путем,
Последним сном заснуть под сломанным плетнем
В жалчайшем из твоих заброшенных селений!..
П.Ф.Якубович. К Родине. Весной и летом 1890

Вы видите, что в каждом поколении русского народа приходилось для себя решать один вопрос: «Что для меня Россия»?

« Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия – противоречива. Душа России не покрывается никакими доктринами. И поистине можно сказать, что Россия непостижима для ума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений. А верит в Россию каждый по- своему, и каждый находит в полном противоречии бытии России факты для подтверждения своей веры».

Николай Бердяев. «Душа России».

« Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить ».

Федор Тютчев.

Завершение урока аналогично началу урока .

По трем колонкам пускается листок, на котором учащиеся пишут ответ на вопрос: «Что я почувствовал на сегодняшнем уроке». Ответы зачитываются и оформляются в газету.

Методические рекомендации для педагогов.

Это урок, построенный в технологии «духовного общения».

1. Урок предназначен для учащихся 6-11 классов.

2. Логику построения урока менять не рекомендуется.

3. В зависимости от возраста учащихся желательно менять речевые обороты, используемые для обсуждения, но не менять тексты стихов и высказываний.

4. Некоторая сложность цитат позволит подвести учащихся к пониманию того, что каждый человек рано или поздно, если душа у него не пуста, задумается о том, что для него представляет Россия.

5. Просьба обратить внимание на то, чтобы ассоциативный ряд, который должны составить ребята, и «обратная связь» в конце урока, не носили формального характера.

6. Это будет возможно только тогда, когда педагог проникнется темой занятия, примет материал урока в собственную душу, и сможет говорить с детьми на тему урока как о своих собственных размышлениях.

7. Как бы не сложилась ситуация, педагог не имеет право негативно или позитивно комментировать высказывания детей, он может только ссылаться на цитаты.

 

 
Hosted by uCoz